Учебный план 1 - 9 классы

Пояснительная записка
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» (далее ― Учебный
план), реализующего федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант (далее
ФАООП), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
В основе Учебного плана находятся следующие нормативно-правовые документы:
-ФГОС УО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г. № 1599;
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015;
- АООП Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» 1 вариант, утвержденной на
педагогическом совете ОУ № 1 от 30 августа 2023 года.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план составлен в соответствии с АООП и 1 вариантом – I-IV классы для реализации
образовательных потребностей обучающихся начальных классов.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым
календарно-учебным графиком на 2024 – 2025 учебный год.
Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут (1- 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут.
В 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения
обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности (поделок,
рисунков, уровня развития речи).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (во 2 классе).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений
и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

приобщение

их

к

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно- развивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение первого года обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных
областей:
Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: русский язык, чтение, речевая
практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения
грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения
и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение
лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика.
Основные задачи реализации содержания. Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические
знания в жизни.

Предметная область «Естествознание». Учебный предмет: Мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека.
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и
климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязям,
существующим между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие
активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и
неживой природы.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой
и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной
совершенствование волевой сферы.

сферы

Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

и

психомоторного

развития;

развитие

и

Конкретными задачами физического воспитания являются:
-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование осанки;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
-поддержание устойчивой физической работоспособности;
-сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физкультурой;
-воспитание нравственных, морально -волевых

качеств, настойчивости, смелости.

Три часа на физическое воспитание реализуется 2 часами в каждом классе и одним часом ЛФК.
Предметная область «Технологии». Учебные предметы: Труд (технология), профильный труд с 59 класс: швейное и столярное дело.
Основные задачи реализации содержания.
Труд (технология). Овладение элементарными приемами ручного труда, обще-трудовыми умениями
и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности.
Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части: русского языка, математики и ручного труда по 1 часу для обучающихся 2
класса.
Коррекционно-развивающая область представлена ритмикой и коррекционными занятиями
(логопедические занятия и психомоторика).
Коррекционно-развивающее направление является обязательным; оно поддерживает процесс
освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания
АООП. Его содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области,
представленной в учебном плане.
Основные задачи реализации содержания.
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том
числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.
Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.

Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического
строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психокоррекционных занятий. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными
занятиями (логопедическими, ЛФК и психокоррекционные занятия) и ритмикой. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательным учреждением по мере обследования обучающихся в течение
сентября. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (15 – 25 минут учебного времени на
одного ученика), в том числе на класс.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
ОУ организует занятия по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное), что является неотъемлемой частью образовательного
процесса. ОУ предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется
следующим образом:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
"Футбол в школе!" в 1-4 классах по 1 часу. Учитель физической культуры.
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.

Форма организации: спортивный клуб (ШСК «Олимп»). Ведет учитель физкультуры.
2. Коммуникативная деятельность.
"Разговоры о важном" в 1-4 классах по 1 часу. Ведет учитель начальных классов.
Цель: формирования и развития жизненной компетенции обучающихся с ограниченными
возможностям здоровья, с инвалидностью.
Форма организации: классный час.
3. Художественно-эстетическая творческая деятельность.
"Красота рукотворная" в 1-4 классах по 1 часу. Ведет учитель начальных классов
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать
предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские ("Природа и творчество", "Куклы своими руками", "Юные
художники"); выставки творческих работ.

"
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с
учетом их особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для
обучающихся с умственной отсталостью форме.
Программы внеурочной деятельности рассмотрены на заседании ШМО учителей № 1 от 30. 08. 2023
года.
В ОУ организовано индивидуальное обучение на дому для детей-инвалидов, которые временно или
постоянно не могут посещать ОУ. Для них разрабатываются индивидуальные учебные планы,
учитывающие психофизические и индивидуальные особенности. Распределение часов для
индивидуального обучения осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки
Пермского края от 18 июля 2014 г. N СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения на дому».

ОСНОВА- Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов
Предметные области

Класс

Количество часов
I

II

III

IV

Всего

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное
искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Ручной труд

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

-

3

3

3

9

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

Итого

Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе
(33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).

Учебный план обучающихся по АООП 1 вариант (1, 4 классы) на 2024-2025 учебный год
Предметные
Учебные предметы
Классы
области
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
1. Язык и
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
речевая
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
практика
2. Математика

2.1.Математика

3

4

4

4

15

3.
Естествознание

3.1.Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

4.1. Музыка

2

1

1

1

5

4.2. Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

5.1. Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

12

6. Труд

6.1. Труд (технология)

2

1

1

1

5

Итого

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

-

3

3

3

9

1
1
1

1
1
1

1
1
1

Русский язык
Математика
Ручной труд

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
Логопедические занятия
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Ритмика

6

6

6

6

24

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

Внеурочная деятельность:
Спортивно-оздоровительная деятельность (ШСК)
Коммуникативная деятельность (Разговоры о важном)
«Футбол в школе»
«Красота рукотворная»

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

4
1
1

Всего к финансированию

31

33

33

1
1
33

16

130

Пояснительная записка
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» (далее ― Учебный
план), реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант (далее ФАООП), фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
В основе Учебного плана находятся следующие нормативно-правовые документы:
-ФГОС УО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г. № 1599;
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015;
- АООП Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» 2 вариант, утвержденной на
педагогическом совете ОУ № 1 от 30 августа 2023 года.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым
календарно-учебным графиком на 2020 – 2021 учебный год.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - 1 дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1
классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I
этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на II этапе
обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III этапе (10 - 12 класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками

образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических групп и
определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия,
этнокультурные;

обеспечивающие

различные

интересы

обучающихся,

в

том

числе

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
ФАООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная
индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на
основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные
области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в
ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. При организации образования на
основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом
федерального учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и
коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных
планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и
особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее
тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной нагрузки
распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные потребности
которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка
для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и
добавляются часы коррекционноразвивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки,
установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к
условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки
также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит

урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с
обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не
должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с
необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает
потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к
старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными
курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может
осуществляться
общеобразовательной
организацией
самостоятельно,
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно,
исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании
рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность
коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25
минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I
этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5 - 9 класс) и 1020
часов на III этапе (10 - 12 класс) Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов
отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных федеральным учебным планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация
внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется
следующим образом:
1. Коммуникативная деятельность.
1.1. "Разговоры о важном" в 1-4 классах по 1 часу. Ведет учитель начальных классов.

Цель: формирование и развитие жизненной компетенции обучающихся с ограниченными
возможностям здоровья, с инвалидностью.
Форма организации: классный час.
1.2. «Учение с увлечением» 1 час ведет учитель-дефектолог
2. Художественно-эстетическое
«Красота рукотворная» 2 часа ведет учитель изо.
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать
предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческая мастерская.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию АООП.
В прилагаемых таблицах представлены недельные учебные плана для ФАООП УО (вариант 2)
разных нозологических групп, рассчитанные на 13-летний период обучения (с 1 дополнительного по 4
класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс).

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., I - IV классов.
Предметные области Учебные
предметы

Количество часов
I
Классы доп.

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

3

2

2

13

2. Математика

Математические
представления

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

Человек

2

2

2

2

2

10

Домоводство

-

-

-

1

1

2

Окружающий
социальный мир

1

1

1

1

1

5

Музыка и движение

2

2

2

2

2

10

Изобразительная
деятельность

3

3

3

3

3

15

2

2

2

2

2

10

-

-

-

-

-

-

Итого

17

17

17

17

17

85

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

4

4

6

6

6

30

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

10

10

50

Коррекционные курсы:

6

6

6

6

6

30

1. Сенсорное развитие

2

2

2

2

2

10

2. Предметно-практические действия

1

1

1

1

1

5

3. Двигательное развитие

1

1

1

1

1

5

4. Альтернативная коммуникация

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность (по направлениям)

4

4

4

4

4

20

3. Окружающий мир Окружающий природный
мир

4. Искусство

5. Физическая
культура
6. Технология

Адаптивная физкультура
Труд (технология)

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4 класс).
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (34 учебных недели в году).

В 2024 -2025 учебном году планируется обучать по АООП 2 варианта 6 человек:
1 класс – 1 человек (Чагина А.)
2 класс – 1 человек (Сычев Е.)
3 класс – 1 человек (Шистеров Е.)
6 класс – 2 человек (Лысова В., Спешилова В.)
9 класс – 2 человека (Громов В.)

Учебный план обучающихся по АООП (вариант 2) обучающихся I - IV классов
на 2024-2025 учебный год
Предметные области Учебные
предметы

Количество часов

Всего

I

II

III

Классы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

3

9

2. Математика

Математические
представления

2

2

2

6

2

2

2

6

Человек

2

2

2

6

Домоводство

-

-

1

Окружающий социальный
мир

1

1

1

3

Музыка и движение

2

2

2

6

Изобразительная
деятельность

3

3

-

9

2

2

2

6

-

-

4

-

Итого

17

17

17

41

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окруж. социальный мир

4

4

6

14

3. Окружающий мир Окружающий природный
мир

4. Искусство

5. Физическая
культура
6. Технология

Адаптивная физкультура

Труд (технология)

2
2

2
2

2
3
1

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

21

23

65

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

30

Коррекционные курсы:

6

6

6

24

1. Сенсорное развитие (педагог-психолог)

2

2

2

6

2. Предметно-практические действия (учитель)

1

1

1

3

3. Двигательное развитие (учитель физкультуры)

1

1

1

3

4. Альтернативная коммуникация (логопед)

2

2

2

6

Внеурочная деятельность (по направлениям)
4
Художественно-эстетическое
«Красота
рукотворная»
2
Коммуникативная: «Разговоры о важном»
1
«Учение с увлечением» (дефектолог)
1

4

4

12

2
1
1

2
1
1

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе
(33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4 класс).

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов.
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов
Классы

V

VI

Всего

VII VIII IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

3

3

3

15

2. Математика

Математические
представления

2

2

2

2

2

10

3. Окружающий
мир

Окружающий природный
мир

2

2

2

2

2

10

Человек

2

1

1

1

-

5

Домоводство

3

5

5

5

5

23

Окружающий социальный
мир

2

2

2

3

3

12

Музыка и движение

3

2

2

2

2

11

Изобразительная
деятельность

3

3

3

-

-

9

5. Физическая
культура

Адаптивная физкультура

3

2

2

2

2

11

6. Технология

Профильный труд

-

2

2

4

5

13

Итого

23

24

24

24

24

119

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

6

6

6

6

6

30

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

10

10

50

Коррекционные курсы:

4

4

4

4

4

20

1. Сенсорное развитие

1

1

1

1

1

5

2. Предметно-практические действия

1

1

1

1

1

5

3. Двигательное развитие

1

1

1

1

1

5

4. Альтернативная коммуникация

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность (по направлениям)

6

6

6

6

6

30

4. Искусство

Учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов на 2024-2025 уч. год
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов
VI

IX

Всего

Классы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

6

2. Математика

Математические представления

2

2

4

3. Окружающий
мир

Окружающий природный мир

2

2

4

Человек

2

-

2

Домоводство

5

5

10

Окружающий социальный мир

2

3

5

Музыка и движение

2

2

4

Изобразительная деятельность

3

-

3

5. Физическая
культура

Адаптивная физкультура

3

2

5

6. Технология

Труд (технология)

-

5

4

Итого

24

24

48

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений (ведет учитель):
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Домоводство

6

6

12

4. Искусство

2
3
1

2
3
1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

29

30

59

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

20

Коррекционные курсы:

4

4

8

1. Сенсорное развитие (психолог)

1

1

2

2. Предметно-практические действия (учитель)

1

1

2

3. Двигательное развитие (учитель физкультуры)

1

1

2

4. Альтернативная коммуникация (логопед)

1

1

2

Внеурочная деятельность (по направлениям)
Коммуникативное:
«Разговоры о важном»
«Учение с увлечением» (Дефектолог)
Художественно-эстетическое «Рукотворный мир»
(Климова Е. В.)

6

6

12

1
2
3

1
2
3

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (34 учебных недели в году).
Пояснительная записка
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» (далее ― Учебный
план), реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
В основе Учебного плана находятся следующие нормативно-правовые документы:
-ФГОС УО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г. № 1599;
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015;
- АООП Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ножовская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» 1 вариант, утвержденной на
педагогическом совете ОУ № 1 от 30 августа 2023 года.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план составлен в соответствии с АООП и 1 вариантом – V-IX классы для реализации
образовательных потребностей обучающихся старших классов.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым
календарно-учебным графиком на 2024 – 2025 учебный год.
Продолжительность урока– 40 минут.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):





формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно- развивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение первого года обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных
областей:
Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: русский язык, чтение
(литературное чтение).
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Цель изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как
показателя общей культуры человека.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика.

В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:

― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
используемых в повседневной жизни;

― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;

― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
С 7 класса вводится Информатика.
В

результате

(интеллектуальными

изучения

курса

нарушениями)

информатики
будут

у

учащихся

сформированы

с

умственной

представления,

знания

отсталостью
и

умения,

необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся
познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме
того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности
и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода,
вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств; клавиатура, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВИЛАХ КЛАВИАТУРНОГО
ПИСЬМА, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим
устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод
текста на принтер. РАБОТА С РИСУНКАМИ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ, ПРОГРАММАХ WORD И
POWERPOINT.Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных
носителях.
Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: природоведение (5-6 классы), биология,
география.
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение: Формирование элементарных знаний об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и

сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Применение полученных
знаний

в

повседневной

жизни.

Развитие

активности,

любознательности

и

разумной

предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность,
память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в
младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной
школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе,
знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах, к
систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир»,
«Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о
значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может
познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного
воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые

человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами
поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и
готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала
имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих
объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в
целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих
разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются
знания, полученные в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на
характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых
организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного
мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов,
но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны
и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями
следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел

«Человек»

включает

простейшие

сведения

об

организме,

его

строении

и

функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению

появления

вредных

привычек

и

формированию

необходимых

санитарно-

гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь

уместно систематизировать знания о живой и

неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса:
Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим
изучается воздух), литосфера
(земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы
зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество
экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство
изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному
наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты
ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные
виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную
степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или
выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены
межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V
класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается
введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении
которого учащиеся в VII-IX классах, получат элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического
курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Основная цель обучения географии —

сформировать у обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Следующая область «Человек и общество» представлена следующими предметами Мир истории,
Основы социальной жизни, История отечества
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной
жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Музыка

― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации
к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Изучается только в 5 классе.
Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:

― воспитание интереса к физической культуре и спорту;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся;

― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного раз- вития;

развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;

―

воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-

патриотической подготовке.
Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных
игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может
использоваться как дополнительный материал.
Содержание

программы

отражено

в

следующих разделах:

«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки»,
«Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два
взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал».
Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также
предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической
культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Предметная область «Технологии». Учебный предмет: Труд (технология) через ведение двух
профилей: столярное и швейное дело.
Основные задачи реализации содержания.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
важным

средством

развития

служит

духовных, нравственных,

физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей,
созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Труд (технологии)» заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V- IX-х классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части: математика в 5-7 класс - 1 час; на профильный труд в 8-9 - 1 час.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями (логопедические по 3
часа, психокоррекционные занятия по 2 часа, дефектологические занятия на развитие сенсорных
процессов по 1 часу).
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психокоррекционных занятий. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса
Развитие психокоррекционных занятий. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования.
допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательным учреждением по мере обследования обучающихся в течение
сентября. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (15 – 25 минут учебного времени на
одного ученика), в том числе на класс.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется
следующим образом:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
"Движение есть жизнь!" в 5-9 классах по 1 часу.
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической
активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивный клуб (ШСК «Олимп»). Ведет учитель физкультуры.

2. Школьный музей «Истоки» 6-9 класс по 1 ч.
Тема проекта: "История родного края через музейную деятельность" в 5-9 класс по 1 часу. Ведет
педагог-библиотекарь.
Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать
с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории,
культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине".
Форма
организации:
факультативный
"Достопримечательности родного края".

курс

краеведения;

творческие

проекты

3. Коммуникативная деятельность
"Разговоры о важном" в 5-9 классах по 1 часу. Ведет классный руководитель.
Цель: формирование и развитие жизненной компетенции обучающихся с ограниченными
возможностям здоровья, с инвалидностью.
Форма организации: классный час.
4. Профориентационная деятельность по программе «Россия-мои горизонты» 6-9 классы.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
―

ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению,

своему селу, городу, народу, России;
―

ценностное

отношение

к труду

и

творчеству,

человеку

труда,

трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
―

осознание

себя

как

члена

общества,

гражданина

Российской

Федерации, жителя конкретного региона;
―

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях

отечественной культуры.
―

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающей

среде,

необходимости ее охраны;

―

уважение

к

истории,

культуре,

национальным

особенностям,

традициям и образу жизни других народов;
―

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

профессиональной деятельности;
―

готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в

соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
―
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных
наиболее

привлекательных

видах

и

практической,

художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
―

развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и

социальных компонентов;
―

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных
ролей;
―

принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с

людьми, работать в коллективе;
―

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия;
―

способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о

здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
―

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и

смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
―

способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
―

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и

практической, общественно полезной деятельности.
Программы внеурочной деятельности рассматриваются
текущего года.

на заседании ШМО

педагогов в августе

В ОУ организовано индивидуальное обучение на дому для детей-инвалидов, которые временно
или постоянно не могут посещать ОУ. Для них разрабатываются индивидуальные учебные планы,
учитывающие психофизические и индивидуальные особенности. Распределение часов для
индивидуального обучения осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки
Пермского края от 18 июля 2014 г. N СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов
в
части
организации
обучения
на
дому.

Учебный план составлен на основе недельного учебного плана ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся V - IX классов
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

Всего

VI

VII

VIII

IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

-

2

2

2

2

8

Основы социальной
жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Профильный труд

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

29

29

29

142

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

2

2

1

1

1

7

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и общество География

5. Искусство

30

Учебный план для 5-9 классов на 2024-2025 учебный год
Предметные области

Класс

Количество часов

Учебные предметы

V

VI

VII

Всего

VIII

IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование (изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Труд (технология)

6

6

7

7

7

33

27

28

29

29

29

142

Часть, формируемая участниками образовательных
2
отношений:
Математика
1
Труд (технология)
Русский язык
1

2

1

1

1

7

30

149

6

30

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

Итого

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия (педагог-психолог)

29

1

1

1

1
30

6
3
3

1

30

6
3
3

30

6
3
3

6
3
3

3
3

31

Внеурочная деятельность:
Спортивно-оздоровительная деятельность (ШСК)
ОБЗР

4
1

4
1

4
1

4

4

20

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Проектная (школьный музей)
Коммуникативная деятельность (Разговоры о
важном)
Профориентационная деятельность (Россия – мои
горизонты)

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».