Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ножовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида»
(МКОУ «Ножовская школа – интернат VIII вида»)
ПРИКАЗ
с. Ножовка
№ 85/3 – ОД
01.09.2023
Об утверждении Положение
об организации индивидуального
обучения на дому детей с ограниченными
возможностями здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить Положение об организации индивидуального обучения на дому
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Положение).
2.Разместить данное Положение на сайте школы.
3.Контроль за исполнением данного приказа возложить на заведующего
хозяйством Кузнецову Э.Ю.
И. о. директора МКОУ «Ножовская
школа – интернат VIII вида»
В дело № 01.10. за 2023 г.
Секретарь
Г.В. Пахольченко
Утверждено
Директор МКОУ «Ножовской
школы-интернат VIII вида»
________ Пахольченко Г. В.
Приказ № 85/3-ОД от 01.09.2023
Положение об организации индивидуального обучения на дому детей с
ограниченными возможностями здоровья
I. Общие положения
Положение разработано в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 года (пункт 5 статья 41);
Письмом Минобрнауки России от 20.02.2017 № 07-818 «О направленииМетодических
рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС О
УО»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении
лиц, находящихся на домашнем обучении» от 07.08.2018 № 05-083;
Письма Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации
образования обучающихся на дому» от 13.06.2019 № ТС-1391/07, в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении и внедрении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 «Об утверждении и внедрении в действие федерального 2 государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Областным законом от 14.11.2013 года №26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области» (статья 7);
Постановлением Министерства общего и профессионального образования РО №7 от
21.12.2017 года «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации РО и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том
числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
Положение регулирует деятельность МБОУ СОШ №10, реализующего программы
Федерального государственного образовательного стандарта в части организации
индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения
общеобразовательной организации по состоянию здоровья (далее индивидуальное
обучение).
Индивидуальное обучение организуется на I, II, III уровнях общего образования для
лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому.
Участниками образовательных отношений при организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому являются:
дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-инвалиды, осваивающие
адаптированные основные образовательные программы, специальные
родители (законные представители) обучающихся, нуждающихся в индивидуальном
обучении на дому;
педагогические, медицинские и иные работники образовательных и медицинских
организаций.
Для обучающихся детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут
посещать образовательные организации, а также детей с ОВЗ, страдающих
заболеваниями,
перечень
которых
утвержден
приказом
Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении
перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому», организуется обучение на дому.
II. Организация обучения на дому
Для обучающихся на дому более одной четверти рекомендовано с учетом интересов всех
участников образовательных отношений обеспечить организацию обучения на дому с
зачислением в образовательную организацию.
Для организации обучения на дому родителями (законными представителями)
обучающегося на дому представляются в образовательную организацию заявление,
заключение уполномоченной медицинской организации, а также заключение психологомедико-педагогической комиссии (для ребенка с ОВЗ).
Руководителем образовательной организации в течение 3 рабочих дней со дня подачи
заявления издается распорядительный акт об организации обучения на дому для каждого
обучающегося на дому.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), общеобразовательной организацией разрабатываются и адаптированные
общеобразовательные программы, которыми определяются требования к условиям их
реализации и результатам их освоения обучающимися, с учетом которых
разрабатываются индивидуальные учебные планы обучающихся. Индивидуальный
учебный план должен включать предметные и коррекционно-развивающие области,
внеурочную деятельность. Учебный план является основным организационным
механизмом реализации, обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения). При составлении учебного плана
необходимо руководствоваться ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ФГОС обучающихся с ОВЗ, СанПиН. Если
состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем
образовательной программы, реализуемой в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, необходимо разработать для такого
обучающегося индивидуальный учебный план, включающий все обязательные
предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого
уровня общегообразования.
Адаптированные основные общеобразовательные для обучающихся с ОВЗ, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части
создания специальных условий получения образования (ст.11 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Адаптированные основные общеобразовательные программы реализуются с учетом
образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе
специально разработанных индивидуальных учебных планов, которые обеспечивают
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучающиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную
деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках
дополнительного образования. Часть учебных предметов и коррекционных курсов может
быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения. В случае, если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную
организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена
ребенком в стенах школы.
В случае организации образования обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе
развития, часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность,
предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности, и часы на
коррекционно-развивающую область, в рамках которой реализуются коррекционные курсы
и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога,
сурдопедагога), логопеда, психолога.
Заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации
составляется расписание учебных занятий с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося на дому. Расписание занятий утверждается локальным актом
образовательной организации.
Заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе вся информация
ведется в электронном журнале ЭПОС и регулярно осуществляется контроль за
методикой обучения, своевременным проведением занятий на дому, выполнением
рабочих программ по предметам.
Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся на дому осуществляется в соответствии
с требованиями локального акта образовательной организации.
Обучающимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не
имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или
индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия для сдачи итоговой
аттестации на дому (при их желании). В соответствии с приказом Министерства просвещения
России «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства об обучении.
Форма получения образования в аттестате и приложению к нему не указывается.
Образовательной организацией обучающимся на дому представляются бесплатно в
пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебнометодические материалы, средства обучения и воспитания.
По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на дому (при отсутствии
медицинских противопоказаний для работы с компьютером) обучение на дому может быть
организовано с использованием дистанционных образовательных технологий.
III.
Перевод обучающихся на индивидуальное обучение
Организацию обучения на дому осуществляется на закреплённой за ней территории, на
которой проживает обучающийся, нуждающийся в индивидуальном обучении на дому.
Основанием для организации обучения на дому обучающихся является:
заключение медицинской организации о необходимости обучения на дому
(медицинское заключение ВК (врачебной комиссии);
письменное заявление родителей (законных представителей) обучающегося на имя
руководителя общеобразовательной организации с просьбой об организации обучения
на дому на период, указанный в медицинском заключении.
Отношения между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся
индивидуально на дому и условия организации образовательного процесса
оформляются договором, регламентируются Уставом и локальными нормативными
актами ОУ.
Сроки перевода обучающихся на индивидуальное обучение регламентируются
сроками действия медицинского заключения.
При переводе обучающихся на индивидуальное обучение директор школы или его
заместитель по УВР обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с
настоящим Положением.
Основанием для начала и проведения обучения больных детей на дому является приказ
директора, для подготовки которого заместитель директорапо УВР обязан представить
следующие документы:
заключение медицинской организации (справка ВК);
заявление родителей (законных представителей), в котором указывается фамилия,
имя ребенка, домашний адрес, телефон, класс, срок обучения;
утвержденный учебный план и пояснительная записка к нему;
расписание занятий;.
перечень УМК;
список педагогов, осуществляющих индивидуальное обучение на дому.
Индивидуальное обучение на дому не является основанием для исключения
обучающихся, перевода в другой класс параллели, перевода в другую
общеобразовательную организацию.
IV.
Организация образовательного процесс
Основным принципом организации образовательного процесса для обучающихся на
индивидуальном обучении является обеспечение щадящего режима проведения занятий.
Организация обучения на дому по адаптированным основным общеобразовательным
программам, специальным индивидуальным программам развития (СИПР) проводится по
индивидуальному учебному плану.
Максимальный объём недельной нагрузки, в том числе урочной и внеурочной деятельности,
определяется в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами
и
федеральными
государственными
требованиями,
санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях (далее – СанПиН).
Индивидуальный учебный план разрабатывается ОУ на основании СанПиН с учётом
индивидуальных особенностей ребёнка, медицинских рекомендаций, согласовывается с
родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается приказом
по школе.
Обучение на дому проводится в соответствии с расписанием, согласованным с родителями
(законными представителями) обучающихся, утверждённым приказом по школе.
По медицинским показаниям и заявлению родителей (законных представителей) часть
занятий может проводиться в школе; при этом общеобразовательная организация несет
ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период пребывания их там.
Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающихся, сложности и характера
течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы, рекомендаций лечебнопрофилактических учреждений, возможности кратковременного пребывания обучающихся
в общеобразовательной организации.
Не допускается проведение уроков парами и совмещение учебных занятий с несколькими
учениками, находящимися на индивидуальном обучении на дому.
При организации обучения на дому по договору:
предоставляет обучающимся на время обучения бесплатно учебники и учебные
пособия,
допущенные
к
использованию
при
реализации
основных
общеобразовательных программ, а также учебно-методическую, справочную
литературу;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает
методическую и консультационную помощь, необходимую для освоения основных
общеобразовательных программ;
оказывает психолого-педагогическую поддержку обучающимся.
Контроль за своевременным проведением занятий и выполнением учебного плана
возлагается на заместителя директора по УВР.
В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с
учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным
учеником другим учителем.
В случае болезни ученика (стационарное лечение, отъезд в санаторий) учитель обязан
отработать непроведённые часы. Сроки согласовываются с родителями обучаемого.
Общие сведения об обучающемся на дому, четвертные и годовые отметки вносятся в
электронный журнал соответствующего класса или отдельно.
V.
Аттестация обучающихся
. Освоение адаптированной общеобразовательной программы, в том числе отдельной
части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,
ОУ в соответствии с Положение о системе оценок, формах и порядке проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по итогам
освоения АООП.
Годовые отметки фиксируются в электронном журнале учителем.
.Промежуточная аттестация (четвертные, полугодовые, годовые отметки) проводится по
всем предметам учебного плана школы (за исключением предметов, к изучению которых
имеются медицинские противопоказания).
Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, производится по решению
педагогического совета приказом по школе.
VI.
Права и обязанности всех участников образовательного процесса
Обучающийся имеет право:
на получение полного общего образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом;
на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
Обучающийся обязан:
соблюдать Устав образовательной организации;
добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
уважать честь и достоинство работников образовательной организации;
соблюдать расписание занятий;
находиться в часы, отведенные для учебных занятий, дома;
вести тетради и дневник.
Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательной
организации, в отдел образования администрации Частинского муниципального
округа;
присутствовать на уроках с разрешения администрации
образовательной
организации;
вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах
выделенных часов предметов из учебного плана школы.
Родители (законные представители) обязаны:
выполнять требования образовательной организации;
поддерживать интерес ребенка к школе и образованию в целом;
ставить в известность учителя-предметника, классного руководителя о рекомендациях
врача, об особенностях режима;
создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению и усвоению
знаний;
своевременно, в течение дня, информировать образовательную организацию об отмене
или возобновлении занятий по случаю болезни (стационарном лечении, отъезде в
санаторий);
контролировать ведение дневника, выполнение домашнего задания.
Учитель-предметник обязан:
выполнять государственные программы по предметам;
при организации учебного занятия учитывать склонности и интересы детей;
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой;
знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашнего
образования;
не допускать перегрузки обучающегося, составлять индивидуальные планы для
каждого школьника;
своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий;
контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии
в нем (расписание, аттестация, запись домашнего задания).
журнал учета проводимых занятий, где отражается прохождение программного
материала по всем предметам инвариантной части учебного плана, фиксируются
домашние задания и оценивается текущая успеваемость с выставлением оценок.
VII.
Финансовое обеспечение
Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется обучающимся
бесплатно в пределах регламентируемых часов.
Оплата учителю за ребенка, находящегося на индивидуальном обучении на дому, входит
в образовательный час; дополнительная оплата за сложность работы производится из
стимулирующей части.
В случае болезни ученика педагог, труд которого оплачен, обязан отработать не
проведенные вовремя часы. Сроки отработки согласовываются с заместителем директора
по УВР и родителями (законными представителями).
Администрация МБОУ СОШ №10 представляет в бухгалтерию приказ, если проведение
занятий с больным учеником прекращается раньше срока.